Современные дети ощущают нехватку родительского внимания: ненормированный рабочий день, просмотр новостей, сериалы, домашние хлопоты, друзья, интернет. И вот для ребенка остается совсем мало времени. Дети тоже, впрочем, не страдают отсутствием занятий: школы, кружки, друзья, телевизор и интернет отнимают немало времени. В итоге взрослые и дети перестают понимать и слышать друг друга.
Что это значит? Это значит, что ребенок остается со своими мыслями, эмоциями и переживаниями наедине.
В худшем случае, ребенок может найти себе человека вне дома, который будет понимать его. Но нет гарантии, что этот человек не воспользуется доверчивостью вашего ребенка и не навредит ему.
Гораздо лучше, если понимать и поддерживать его будут самые близкие и родные люди. А вот как это сделать мы поговорим дальше.
Назовем эмоции
Начнем с того, что все мы испытываем чувства, эмоции. Отличие взрослого от ребенка в том, что взрослый знает, как называются испытываемые им эмоции. И знает, каким образом можно в той или иной ситуации их выразить.
Здесь стоит вспомнить о том, что все люди испытывают массу чувств и эмоций, положительных и отрицательных. Но часто сами взрослые не бывают честны сами с собой. Если эмоцию социумом признана отрицательной, например, ревность, то человек может сам себе не признаться, что ревнует, боясь осуждения окружающих. Следует честно себе признаться, что это за эмоция и имеются ли основания для нее. То есть не нужно прятаться от негативных эмоций. Их лучше принять и научиться избавляться от них.
Дети же, особенно маленькие, не знают, как называются те чувства и эмоции, которые они переживают. И как их можно выразить.
Задача взрослого научить различать и называть эмоции и чувства. Не стоит думать, что ребенок маленький и ничего не поймет. Уже в младшем возрасте можно познакомить ребенка с эмоциями. Например, рисовать так называемые «смайлики» или использовать готовые. Показывая смайлик «улыбку» можно рассказать о множестве эмоций, которые можно выразить улыбкой. И вообще, что «…дружба начинается с улыбки…». Противоположным улыбке смайликом, с опущенными уголками «губ», можно рассказать о том, что человек грустит. А также о причинах грусти. Полезным будет рассказать, что человеку надо посочувствовать и попытаться поднять настроение. Также с другими проявлениями эмоций.
Существует мнение, что не следует маме при ребенке показывать свое плохое настроение. Маме всегда надо быть в хорошем расположении духа. Да, это полезный совет. Только у него есть другая сторона: если постоянно показывать лишь положительные эмоции, то ребенок не узнает, что мама тоже может быть расстроена, подавлена. Это может привести к эмоциональной холодности ребенка.
Безусловно, умение «держать лицо» весьма полезно. Но не в семье, где отношения строятся, прежде всего, на искренности. Ведь именно на примере родителей ребенок будет учиться поведению в семье.
К тому же, ребенок все равно заметит обман, почувствует тревожность. Но чем она вызвана он не будет знать. И вполне может принять отрицательные эмоции матери на свой счет. Из-за этого может у него развиться комплекс вины.
Невысказанные эмоции могут привести к разным последствиям. Они могут выражаться раздражительностью, агрессией, капризами ребенка. И часто за всем этим стоит невысказанная эмоция.
Итак, мы разобрались с эмоциями. Дальше поговорим о том, как же понимать, что чувствует ребенок и как дать ему понять, что мы его понимаем и поддерживаем.
Когда ребенок лишь начинает говорить, родители ловят каждое его слово, радуясь тому, что он заговорил. Потом настает момент, когда ребенок может говорить часами, комментируя все, что он видит. И родители, успокоившись, ослабевают внимание за тем, что говорит их чадо. Получается такой фоновый звук из слов ребенка. Тем более, ребенок в 3-4 года уже сам может занять себя, и родители могут посвятить время своим делам.
Дети обращаются к родителям, те, отвлекшись от своего дела, наспех отвечают, особо не вникая в слова. Вроде бы все довольны. Но ребенок может обратиться с разными своими проблемами. Услышит ли родитель, что именно хотел сказать ребенок?
Как мы слушаем?
Как мы вообще слушаем собеседника? Мы смотрим ему в глаза, используем слова: «да», «да ты что?», «не может быть!», «дальше что было?» и прочие. К тому же используем мимику и жесты: раскрываем широко от удивления глаза, киваем и т.д.
Это обычное наше слушание. Ребенка тоже можно слушать так, а можно по-другому. У психологов это называется «помогающим» или «активным слушанием». Вот как описывает это умение Юлия Борисовна Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком как?» - «активно слушать ребенка - значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства».
Самая распространенная ситуация: ребенок, придя из детского садика или школы рассказывает о том, что его толкнул или ударил кто то из детей (назовем его Петей для удобства). Наша реакция обычна и предсказуема: «Ты ему сдачи дал?». Конечно, уметь постоять за себя тоже надо учить. Но в этой ситуации ребенок остался наедине со своим переживанием. А ведь у ребенка, скорее всего, после этой ситуации множество переживаний: обида, злость, боль. А родитель не обратил на них внимания.
По методу активного слушания родитель говорит: «Петя тебя толкнул/ударил». Родитель проговорил то, что ранее сказал ребенок, то есть «возвратил» обратно ребенку его высказывание.
«Тебе больно». После каждой фразы лучше выдерживать паузу. Это даст ребенку время разобраться со своими переживаниями.
«Ты злишься на него». Важно выразить в словесной форме его чувство. Не должно звучать вопросительных предложений. Только утвердительные. Не стоит забывать и об интонации и о внешних проявлениях вашего слушания: полный разворот к ребенку, лучше, если глаза родителя будут на уровне глаз ребенка.
Какие преимущества дает этот метод?
Их множество:
- Ребенок не остается наедине со своими отрицательными переживаниями. Они находят выход.
- Он чувствует поддержку родителей.
- Ребенок узнает, как называются чувства, которые он испытывает.
- Ребенок учится открыто выражать свои эмоции.
- В процессе такой беседы ребенок может сам прийти к решению проблемы. То есть самостоятельно начинает решать свои проблемы, но при поддержке родителей.
- Ребенок сам учится такому общению, становится более чутким к другим людям. Проявляет больше уважения к чужим переживаниям.
- Родители становятся более внимательны к нуждам ребенка, больше узнают о его жизни вне дома.
И еще важно отметить, что этот метод также необходим и в радостных ситуациях. Радостные переживания также должны быть проговорены.
Следует сказать, что этому умению, как и всякому другому нужно учиться. Важно сделать первый шаг и начать. К тому же, этот метод действенен не только с детьми, но и с взрослыми.